Купля-продажа электрических мощностей
Нормы, регламентирующие продажу мощности в России, введены Федеральным Законом №250 от 04.11.2007 г. В этом законе понятие продажи мощности рассматривается как особый вид сделок и осуществляется в рамках договора купли-продажи.
Зачастую при заключении сделки купли-продажи мощности возникают вопросы по юридическому оформлению такой сделки, ее отражению в бухгалтерском учете и определению налоговых последствий.
В частности, мощность сама по себе как физическая характеристика представляет собой способности производства определенного количества электрической энергии. Продажа электрической мощности – это способность передать некий объем энергии. Это выглядит противоестественно, так как потребителю в первую очередь интересна сама электроэнергия, а не способность ее произвести.
ФЗ №250 указывает, что продажа мощности является товаром. То есть при продаже электрической мощности, необходимо как-то ее измерять, стороны должны выписать друг другу товарные накладные на проданный (приобретенный) товар и т.п.
ФЗ №250 утверждением продажи мощности как товара вступает в противоречие с ГК РФ, которое заключается в том, что с точки зрения потребителя продажа мощности не представляет самостоятельной ценности, а происходит только потому, что этим обусловлено приобретение электрической энергии. Производность рынка мощности от рынка электрической энергии с точки зрения потребителя не позволяет услугу продажи мощности подводить под категорию товара. Продажа электромощности не попадает ни под один из объектов гражданский прав, которые предусматривает ст. 128 ГК РФ. То есть можно говорить не более чем о схожести таких отношений с отдельными обязательствами. Так как ГК РФ имеет приоритет перед ФЗ №250 (согласно ст. 3 ГК РФ), то правомерность регулирования продажи мощности через главу 30 ГК РФ (Купля-продажа) вызывает сомнения, потому что объект продажи неясен.
Что представляет собой продажа электромощностей? В понимании рынка продажа мощности отражает способность к производству электрической энергии и стоимость издержек, связанных с этим процессом. Необходим рыночный механизм спроса и предложения на электричества. В условиях естественной монополии и государственного регулирования цен, установленная на электроэнергию цена не позволяет понять достаточность объемов электроэнергии для конкретного региона. Необходимо изучать способность к ее производству в конкретном регионе, так как деятельность по производству и продаже электрической мощности может ограничиваться регуляторами рынка, Издержки производителя компенсируются через создание рынка, в рамках которого производитель получает деньги за способность к производству энергии. При этом сама электрическая энергия оплачивается отдельно.
Таким образом, продажа электрических мощностей является юридической функцией с привязкой к ней экономических механизмов управления рынком электроэнергетики в целом. Фактически договор купли-продажи электрической мощности не может регулироваться в рамках отдельной сделки и не имеет самостоятельного значения. Платеж за продажу мощности стоит рассматривать как составную часть договора купли-продажи. В силу утвержденных правил покупатель не может приобрести саму электроэнергию без подписания договора на куплю-продажу мощности. То есть для покупателя платежи за покупку мощности являются платой за электроэнергию, в которых часть платежей распределена во времени независимо от фактического потребления. Поэтому для гармонизации норм гражданской отрасли права и норм, которые регулируют оборот электроэнергии, целесообразнее продажу электрической мощности представить как условие заключение договора купли-продажи мощности.
© Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров ОАО «Энергетик ЛТД» |